ИСТОРИЯ БУСИН ДЗИ


  • 14 января 2018 16:02:56

В преданиях тибетской культуры сохранилась масса легенд о таинственных амулетах – камнях и бусинах Дзи, которые даруют всевозможные блага своему обладателю.

С историческими свидетельствами их происхождения все обстоит сложнее. Самые древние найденные на текущий момент халцедоновые бусины датируются периодом около 2400 лет до н.э. Большую часть бусин такого типа археологи обнаружили при раскопках городов Лотхал и Чанху Даро (территория современных Гуджарата и Пакистана). Другой достоверно установленный временной диапазон, когда на территории Индийского Субконтинента изготовлялись бусины Дзи — от 550 года до н.э до 200 года нашей эры. В Иран искусство изготовления бусин такого типа пришло почти через тысячу лет – раскопки демонстрируют, что они пользовались популярностью с 224 до 643 года нашей эры.

Как свидетельствуют летописи, еще более 1300 лет назад, во времена правления династии Тан, обитатели Тибета “весьма любили носить на теле бусины Дзи и бережно к ним относились, ценя их так высоко, что за одну такую бусину можно было выменять скакуна прекрасных кровей”.

Известно, что обитатели Востока издавна уважали драгоценности и использовали их для подчеркивания статуса человека в социуме. Было бы опрометчиво, однако, считать, что единственная ценность бусин Дзи – чисто декоративная. Сохранились свидетельства того, что эти амулеты ценили дороже настоящих драгоценных камней и золота, что их берегли как зеницу ока, передавали от отца к сыну многие поколения, а также вручали в качестве торжественного подарка, обладающего сакральным значением.

В наше время посетитель, зашедший в один из монастырей Тибета может с изумлением созерцать гигантские древние Дзи, с почтением помещенные на алтари. Многие искусные статуи Будды, например, находящийся в Лхасе Джоканг Будда, также носят одеяние и головной убор, изукрашенный Дзи. В чем же причина такого трепетного отношения к этим бусинам?

Если попробовать перевести слово «Дзи» на русский язык, мы найдем множество слов-эквивалентов — «ясный, несущий свет, четкий». Точного соответствия многозначному тибетскому термину подобрать не получится, но и без того интуитивно понятно – речь об источнике некоего мистического света, чистоты и прозрачности восприятия, об источнике наших собственных позабытых и скрытых сил, которых так не хватает в повседневной жизни.

Аутентичный метод изготовления настоящих бусин Дзи сейчас считается неизвестным, по крайней мере, широкой публике. Символическая ценность даже тех новодельных бусин, которые делают уже в наши дни, однако, не меньше, чем у амулетов, прошедших горнило истории. Благодаря непрерывной устной передаче духовной и культурной традиции, а также естественной природной обособленности народов Тибета, все наносимые на бусины Дзи рисунки сохранились в практически неизменном виде. Как правило, они представляют собой символические изображения мистических символов, переложенные на язык орнамента.

Бусины Дзи, которые делают в наши дни, чаще всего изготавливаются из различных агатов, халцедона, или из драгоценных металлов с глубокой многослойной эмалью черного цвета. Материал может варьироваться, но цилиндрическая форма с закруглениями на концах соблюдается строго. Что касается гравируемых узоров, то на бусинах Дзи можно встретить самые разные комбинации символов: линии, волны, геометрические узоры и более сложные структуры. По распространенному мнению, сила бусины не зависит от количества окружностей или “глаз” на ее поверхности, а скорее указывает на особые свойства.

Уже в новое время бусины Дзи пришли в Китай, где их называли “небесным жемчугом”, а символизм в значительной степени переосмыслили и переложили в соответствии с доктриной Фэн-Шуй.

Так, к примеру, “девятиглазая” бусина Дзи в оригинальном тибетском толковании, унаследованном от религии Бон, даровала своему владельцу защиту и покровительство 9 Божеств Правителей планет, так называемых Духов Гьялпо. В китайском же варианте, видимо из-за большой ценности, она стала “бусиной быстрого обогащения”.

Большая часть древних бусин Дзи хранится сейчас в частных коллекциях, монастырях и музеях, приобрести их открыто на рынке практически невозможно – только изредка на аукционах и за огромную стоимость. Цены на некоторые такие бусины могут достигать десятков тысяч долларов.

Наиболее ценными считаются природные, не рукодельные бусины, найденные в особых «гнездах». Особняком стоят бусины из «Стоун Дзы», так называемого «Камня Дзы». Это бусины с глазами или рисунком природного происхождения. Находят их гнездами по несколько штук. В России за «Стоун Дзы» часто выдают дорогие бусины из агата с искусно нанесенными глазами.

Но у настоящих «Стоун Дзы» сами глаза естественного происхождения по цвету напоминающим камень Кошачий глаз и имеют четко выраженную форму окружности. Глядя на глаза такой бусины думаешь, что это срез какого-то древнего моллюска, однако эти глаза проявляются тончайшим рисунком на лунном опале с включениями, похожими на розовый или дымчатый кварц. Мастер лишь придает этой бусине законченную форму, полировкой только подчеркивая «Волшебные Глаза». Из-за редкости (в породе этот камень не встречается) и растущего спроса цены на природные бусины Дзи достигли на аукционах астрономических значений от 10 000 до 200 000 000 юаней. Считается, что эти бусины обладают скрытыми волшебными силами и мощью. Некоторые из них, например, летают. Тибетские семьи, владеющие такими бусинами, никогда не признаются в обладании подобным камнем зная, что Китайское правительство посей день охотится за подобными реликвиями.

За 220 000 000 юаней (1юань-5,7руб) была продана эта трехглазая природная Дзы. И рост цен на природные и рукотворные Дзи продолжается.