Луперкалии — немного о любви

13 февраля — каждый год, на протяжении нескольких веков, античные римляне праздновали Весенние Фавналии, воздавая хвалу великому богу Фавну (или Пану). Фавн — добрый, милостивый бог (от лат. favere — быть благосклонным). В образе Фавна древние италийцы почитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, посылающего плодородие полям, животным и людям. Как лесной бог, Фавн живёт в чащах, уединённых пещерах или близ шумящих источников, где он предсказывает будущее, ловит птиц и резвится в кругу веселых нимф. Особенно опасались Фавна женщины, которых бог преследовал своей любовью. Под флейту или сирингу Фавна устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных.

В античном Риме Фавну было посвящено три праздника в году. Местом «культовых ритуалов» были не храмы, а рощи и пещеры. На февраль, считавшийся у римлян первым месяцем весны, выпадает два из них: 13 февраля — Весенние Фавналии и 15 февраля — Луперкалии.

В античное время детская смертность была очень высока. В 276 году до н.э. Рим чуть было не вымер в результате огромного количества мертворожденных и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи.

15 февраля в Древнем Риме стали отмечать праздник, который назывался Луперкалии — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад и бога плодородия.

Он проводился в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима. Начинался этот праздник с того, что «луперки» — жрецы одноимённого бога — приносили в жертву двух козлов, во имя плодородия, и собаку, для духовного очищения. Кровь животных предназначалась для ритуального орошения посевов. Затем юные жрецы нарезали шкуры зверей полосками, окунали их в священную кровь и начинали свой ритуальный бег вокруг Палатинского холма, и стегали всех подвернувшихся под руку женщин ремнями, сделанными из этих же шкур. Женщины, приветствуя такие прикосновения, охотно подставлялись, так как верили, что эти удары очищают от бесплодия и способствуют вынашиванию плода и лёгким родам.

Луперкарии — это время буйства чувственных вакханалий. Мужчины, одетые лишь в набедренные шкуры, дарили грубые ласки всем встречным на своём пути женщинам — целовали их, стегали ремнями, желая их быть плодовитыми. В конце торжества женщины тоже раздевались догола, прогуливались вместе с мужчинами, дразнили их и встречных женщин.

Существовал и ритуал, с помощью которого на этом празднике можно было найти себе сексуального партнёра. Девушки, написав своё имя на куске пергамента, бросали их в большую урну. А мужчины доставали эти пергаменты, и та, чей пергамент он достал, становилась его девушкой до следующего подобного праздника. Таким образом у людей праздник ассоциировался со свободной любовью и сексом.

Этот праздник был таким популярным и любимым народом, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. В 496 году Папа Геласий I запретил Луперкалии, и покровителем этого дня был назначен Валентин, которого со временем канонизировали. Праздник изменился, но суть его осталась прежней: это День Любви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *